Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти прекратил банкротное дело ООО "Племенная птицефабрика Лебяжье". Это редкое событие вообще, а для сельхозпредприятия — тем более. Процесс о несостоятельности сельхозпредприятия в феврале 2019 года был инициирован ЗАО "Светлана", которому птицефабрика задолжала 1,9 млн рублей. При этом сама "Светлана", занимавшаяся выращиванием зерновых культур, в 2015 году была признана банкротом.
ООО "Племенная фабрика Лебяжье" (Ленинградская область) специализируется на продаже племенного поголовья птицы. Ее выручка, по данным СПАРК, в 2018 году составила 493 млн рублей. Бенефициаром компании, согласно той же системе, является бизнесмен Никита Мельников. Сейчас, напомним, в рамках дела о банкротстве Рускобанка его в числе других управленцев банка привлекают солидарно к субсидиарной ответственности почти на 3 млрд рублей (см. "ДП" № 18 от 13.02.2020).
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти признал заявление "Светланы" обоснованным и в августе 2019 года ввел на птицефабрике процедуру наблюдения. Между тем в декабре собрание кредиторов решило продать часть имущества сельхозпредприятия, расплатившись таким образом с долгами. Что стало основанием для прекращения в начале этого года банкротного процесса.
Это произошло на фоне негативной тенденции в российском сельском хозяйстве. Так, в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования по итогам 2019 года отмечают рост числа юрлиц–банкротов почти на 6%.
Ирина Оникиенко, партнер юридической фирмы Capital Legal Services, констатирует: "К сожалению, из года в год количество компаний, сумевших выйти из банкротства, уменьшается. Так, в 2017 году процент реабилитации составлял 16%. Согласно статистике Федресурса, за первую половину 2019 года только 0,1% должников восстановили кредитоспособность, еще 5% смогли рассчитаться с кредиторами. Петербургское сельхозпредприятие ОАО "Птицефабрика Приморская", например, находится в стадии банкротства уже 6 лет".
Вместе с тем возвращаться в дело сельхозпредприятию, говорят эксперты, будет нелегко. Как рассказал "ДП" коммерческий директор птицефабрики "Роскар" Максим Жемчужников, "Лебяжье" занимало небольшую долю рынка (по разным оценкам, ее объем составлял от 5 до 10%), главные действующие лица на нем — ООО "Авиаген" и ООО "Кобб–Раша", поставщики племенных цыплят. "Поскольку доля "Лебяжьего" была невелика, основные игроки заместили ее. И если эта птицефабрика появится на рынке, то ей придется заново завоевывать потребителя — ничего не произойдет по щелчку пальцев. Племенному хозяйству придется убедить контрагентов, что история с банкротством не повторится, к примеру, потребуется представить конкурентоспособный продукт, чтобы привлечь заказчиков", — считает Максим Жемчужников.
Председатель общественной палаты Ленобласти Юрий Трусов, отработавший в птицеводстве более 50 лет, полагает, что выход птицефабрики "Лебяжье" из банкротства никак не отразится на товарном рынке. "Предприятие обеспечивало российские птицефабрики племенным материалом (суточными бройлерными цыплятами). Компания остановила производство 1 год назад, а для отрасли это большой срок, и предполагаю, что ее место на рынке уже занято: заместили либо импортной продукцией, либо изготовленной у нас, но из импортной птицы", — так оценил ситуацию Юрий Трусов. Также он отметил, что селекционная работа в стране не ведется, поскольку на этом направлении отечественные племенные предприятия не смогли выдержать конкуренцию с зарубежными коллегами.
Получить комментарий в ООО "Племенная птицефабрика Лебяжье" "ДП" не удалось.