Подписка на рассылку

НОВОСТИ ПТИЦЕВОДСТВА на email

Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Новости

Продовольственная госпомощь малоимущим позволит решить ряд важных социальных и экономических проблем

После устойчивого на протяжении ряда лет развития экономики и роста благосостояния народа в нашей стране вновь возник экономический кризис. Вследствие воздействия совокупности внешних и внутренних факторов, которые привели к спаду экономики - ВВП в прошлом году уменьшился до 96,3% в сравнении с 2014 годом, количество россиян, живущих на доходы ниже и без того малого официального прожиточного минимума, составило примерно 10 млн. человек. По итогам 2015 года реальные доходы населения в сравнении с 2014 годом снизились до 93,7%. По оценке Аналитического кредитного рейтингового агентства АКРА в 2016-2018 годах реальные доходы российского населения продолжат сокращаться, значит, доля бедных будет расти. Зарплаты в бюджетном секторе отстают от роста инфляции, а в реальном секторе экономики и вовсе стоят на месте. В результате покупательская способность населения резко снизилась, о чем свидетельствует падение в 2015 году оборота розничной торговли - около 11%.

Особенно сложное положение складывается в многодетных семьях, каковых в России более полутора миллионов. Государство в последние годы всячески поощряло рождаемость, но теперь наличие детей снижает и без того уменьшающиеся доходы на работающих членов таких семей, которые оказались в сложной ситуации. А деньги нужны как на питание, так и на образование, быт и т.д. Следует учесть, что в многодетных семьях один из родителей часто не работает, оставаясь с детьми дома, поэтому во многих из них существует острая проблема с обеспечением полноценным питанием, что абсолютно непозволительно в социально ориентированном государстве с уже достаточно развитым производством продовольствия. Правительство старается решить эти вопросы. Но предлагаемые меры большей частью «сработают» в отдаленной перспективе, а выделяемые при этом средства в основном направляют на поощрение роста производства, вместо поддержки отстающего от него уровня потребления.

Сложившаяся ситуация усиливает социальное неравенство. Способы сокращения значительной диспропорции доходов между разными социальными группами являются предметом внутриполитических дискуссий, но предлагаемые меры и программы либо радикальны по своей сути, либо неприемлемы с точки зрения развития и стимулирования роста производства и потребления.

Апробированной в развитых странах и эффективно действующей на протяжении десятков лет является продовольственная поддержка государством нуждающейся части населения. Аналогичный проект программы «Дополнительная продовольственная помощь» обсуждается и у нас в стране. Даны поручения, есть некоторые документы ведомств, которые могут быть эффективно реализованы. Так почему же нельзя безотлагательно принять эту программу, столь важную с социальной и экономической точек зрения? Ведь ее реализация позволит не только решить проблемы питания малообеспеченных слоев населения, но и благодаря при этом увеличению их платежеспособного спроса возрастет производство продуктов питания и соответствующих видов технологического оборудования и материалов.

Между тем упомянутая программа продовольственной помощи воспринимается правительством почему-то однобоко - исключительно как средство поддержки производства основных продуктов питания. Хотя известно, что поддержка государством посредством дотаций малоимущим платежеспособного спроса населения - одно из важных средств обеспечения роста ВВП страны. Продовольственная помощь увеличит доступ нуждающимся семьям к крайне необходимым продуктам питания, обеспечивающим их здоровье и развитие. При этом улучшится структура питания за счет увеличения потребления белковых продуктов, что напрямую связано с поддержанием иммунитета, реализацией генетически наследуемых физиологических кондиций детей и здоровья всех членов семей. На сумму дополнительной продовольственной помощи, предоставленной населению государством, когда грамотно предлагаются важные для комплексного баланса пищевой и биологической ценности продукты, семья сможет направить освободившиеся средства для покупки других продуктов, необходимых для обеспечения сбалансированного рациона питания, таких как овощи и фрукты.

Особо следует отметить важность поддержки спроса населения для увеличения роста продукции важнейших пищевых производств, которые в России уже полностью заместили импорт или уперлись в «потолок» спроса на рынке. Это птицеводство, свиноводство, мясопродукты, а также масложировое и зерновое производства, которые успешно развивают экспорт своей продукции. Для всех этих отраслей, чтобы их не потерять, сегодня весьма актуальна поддержка внутреннего спроса и экспорта.

Вот какой представляется минимальная номенклатура продовольственной помощи малообеспеченной части населения в виде набора продуктов высокой пищевой и биологической ценности минимальной рыночной стоимости:

- растительные масла (отечественные), их производится в стране много и около 2 млн. тонн ежегодно экспортируется. Это дешёвый продукт с максимальной энергетической ценностью. Он хорошо сохраняется при плюсовой температуре, что удобно для его транспортировки на дальние расстояния;

- крупы - недорогой продукт, содержащий пищевые волокна и витамины;

- мясные консервы из мяса птицы. Это самый дешёвый продукт мясной группы в пересчете на единицу постности - на единицу полезного полноценного белка, имеет стандартный вес, удобен для перевозки и хранения при любых условиях.

- молоко - важнейший продукт, нужен особенно детям, упакован, удобен в стандартном фасованном виде для перевозки, может длительно храниться.

Весьма актуальна поддержка внутреннего спроса для огромной, вновь созданной, птицеводческой отрасли. Производство отечественного мяса птицы достигло уже 95% от его внутреннего потребления. Мясо есть, а спрос отстает. Стагнация цен (уже третий год цены не догоняют инфляцию) и снижение рентабельности в условиях невозможности быстрого роста экспорта в экономически целесообразных объемах создают большие риски для этого высококонкурентного сектора сельского хозяйства, обеспечивающего половину потребности в структуре потребления всех видов мяса. Такая же проблема возникает в свиноводческой отрасли, доля продукции которой составляет 32% от общего потребления мяса в стране. Эти 82% потребляемого мяса обеспечивают ценовую, а значит социальную стабильность на внутреннем рынке животного белка.

Сейчас настало время расширить сужающийся с 2014 года рынок мяса и мясопродуктов, чему поспособствует реализация программы продовольственной помощи малоимущей части населения за счет бюджетных дотаций. Она явится средством экономического стимулирования роста производства и социальной поддержки семей, экономически ущемляемых в кризисных условиях, актом гуманным и ответственным по отношению к гражданам России. Особенно важно это теперь, когда население во многом вынужденно переходит на продукты с большим содержанием углеводов (сахаров), вместо важного белкового питания. Такая программа помощи решит проблему белковой недостаточности, что напрямую затрагивает здоровье граждан. Однако загвоздка в том, что каждое ведомство в отдельности решает задачи в рамках получения и использования бюджетных субсидий, которые выделяются в основном на программы стимулирования роста производства, но из которых выпадает население.

Возникает вопрос, кто будет получать и распределять бюджетные средства для приобретения в магазинах продуктов по программе продовольственной помощи, и как должна быть организована оплата продуктов получателями этой помощи? Очевидно, централизованным получением продовольственных бюджетных субсидий и их распределением через свои организации на местах должно будет заняться Министерство труда и социальной защиты. Получателям продовольственной помощи субсидии можно будет зачислять на специальные продуктовые платежные карточки, которые будут выдавать несколько отобранных банков. Для целевого использования бюджетных средств, выделяемых на продовольственную помощь, соответствующие продукты можно будет для идентификации промаркировать, что заблокирует использование карточек для оплаты других продуктов питания.

Мне не видится других способов, кроме предлагаемой концепции, которые позволили бы быстро и эффективно уменьшить социальное неравенство в РФ на современном этапе развития.

Мушег Мамиконян, Президент Мясного совета Единого экономического пространства