Подписка на рассылку

НОВОСТИ ПТИЦЕВОДСТВА на email

Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Новости

Морские куры. Теперь у нас есть особая порода соловецких несушек!

Морские куры. Теперь у нас есть особая порода соловецких несушек!

Недавно количество обитателей Соловецких островов значительно увеличилось. Их стало больше аж на 190… нет, не человек – кур! Да-да, именно этих пернатых привезли на Соловки с Вельской птицефабрики и абсолютно безвозмездно вручили местным жителям. Просто так, в качестве подарка – в целях развития натурального хозяйства на святой земле.

А доставить ценный груз в целости и невредимости было поручено советнику заместителя губернатора Архангельской области по развитию Соловецкого архипелага Романа Балашова – Александру Журавскому.

Вот уж кого-кого, признался нам Александр Ефимович, а перевозить по морю кур, да еще в таком количестве, ему, капитану первого ранга запаса, еще никогда не доводилось…

С «КамАЗа» на корабль

Если взглянуть на эту историю со стороны, то сюжет окажется ничуть не хуже, чем в знаменитом советском фильме «Полосатый рейс».

Однако Александру Журавскому, ответственному за доставку кур на Соловки, в те дни было отнюдь не до смеха.

По его словам, предоставить кур островитянам любезно согласилось руководство Вельской птицефабрики. Путь пернатым предстояло совершить неблизкий: сначала нужно было проехать по земле полтысячи километров, а потом еще и по морю до Соловков – 15 часов. А ведь в открытом море – волнение, качка… «Нормально дойдут?» – все спрашивал Журавский у директора птицефабрики. Та отвечала, что до Архангельска курицы доедут без проблем гарантированно, а вот морем ей птиц возить никогда не доводилось. И поэтому заранее сказать сложно, как они отреагируют – не испугаются, не разлетятся ли? Для Александра Ефимовича крылатые пассажиры тоже были в новинку. Поэтому положились на авось.

До областного центра кур везли в «КамАЗе», который предоставило минобразования области. Разместили их в ящиках, по метру с хвостиком в длину и ширину и сантиметров по тридцать в высоту. В каждом таком ящике с дырочками сидело по нескольку отборных несушек пяти-шести месяцев от роду. До Архангельска доехали, к счастью, благополучно.

А вот дальше несушкам предстояло просто невероятное – поездка до Соловков на гидрографических судах военно-морского флота. Далеко не каждой курице выпадает в жизни шанс совершить такое путешествие! Военные моряки, увидев, каких пассажиров им придется везти, запротестовали было: мол, возможен шторм, качка, а поэтому с перевозкой кур следует повременить. Однако назад дороги уже не было.

Ящики с обеспокоенными и вовсю кудахчущими курами осторожно, стараясь, чтобы птиц не замочило дождем, перегрузили из машины на корабль.

А теперь представьте ситуацию: ящики поставили на нос и корму в несколько этажей, один на другой. И все бы ничего, но кур вскоре необходимо было покормить. Очень простое, на первый взгляд, задание – покормить птиц. Элементарно насыпать им зерна в кормушки и налить водички в поилки. На фабрике, отправляя несушек в путешествие, дали конкретные указания, как это следует сделать. Но не тут-то было! Криком кричали.

Наверно, от радости

– Выходим, идем к морю, – вспоминает Александр Журавский. – И тут я понимаю: кормить их надо сейчас, потом будет некогда. С первым ящиком все прошло без сучка без задоринки. Открыли крышку, насыпали корма, налили воды. Но что делать дальше? Ведь один ящик с этой «пирамиды» снимешь, из второго тотчас же все разлетятся… Почувствовав слабину в организации перевозки, курицы стали еще больше кудахтать и суетиться.

А тут еще над кораблем закружили орущие чайки, увидевшие неведомых им доселе птиц. Курицы, также увидев чаек, закричали еще громче. Как предположил Журавский – от радости. Они же всю свою короткую жизнь существовали при искусственном свете, искусственно поддерживаемой температуре, яйца несли без участия петуха – короче, света белого не видели.

А тут – дух морской, небо, ветер, дождь идет. И чайки, проявляющие к ним недюжинный интерес, кружатся.

Обрадуешься тут!

– Кроме того, курицы к тому времени оголодали – криком кричат. Но кормить их при этом совершенно невозможно. Только верхний ящик снимешь – остальные разлететься норовят, – продолжает Александр Ефимович. – Попросил я о помощи одного матроса, но вдвоем мы опять-таки не справились. Призвали на помощь Антона Юрьевича Ямова, начальника областного центра патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи. Начали пытаться уже втроем. Нашли какую-то картоночку и действовали так: один поднимает ящик, второй подсовывает под него эту картоночку вместо крышки… Как ни старались, сначала на свободу вырвалась одна курица, а затем и другая.

Тем временем корабль уже вышел в открытое море, и началась самая настоящая качка. Именно тут ситуация вышла из-под контроля и до боли стала напоминать сюжет «Полосатого рейса».

Ямов носился за вдохнувшими воздуха свободы курицами по всему пароходу.

Те пытались взлететь и кудахтали. И над всем этим удивленно кружили орущие чайки.

Увидев, что двум их подружкам удалось вырваться на волю, забеспокоились и все остальные куры – порвали картонку, прикрывавшую один из ящиков. И Журавскому не то что руками держать – пришлось грудью лечь, чтобы бунтовщицы не разлетелись кто куда. В общем, разволновались и люди, и чайки, и куры. Ситуация становилась просто экстремальной – настоящий бунт на корабле! Поэтому пришлось призвать на помощь еще одного матроса.

И пока одни ловили убежавших кур, другие не давали сбежать тем, что остались в ящиках.

А поймать беглянок удалось следующим образом.

Они прыгнули на борт и внезапно увидели море.

Поняв, какие широченные перспективы им открылись, курицы на мгновение замерли – то ли от страха, то ли от восхищения. Тут-то и подоспел Ямов – схватил их и посадил обратно в ящик. И накрылись куриные перспективы медным тазом, вновь ограничившись стенками опостылевшей коробки…

И снесли 250 яиц

Вскоре люди все же приноровились и благополучно освоили технологию процесса кормления. Но приключения на этом не закончились, поскольку куры начали нестись. Видимо, переволновались.

Яйца собирать пришлось прямо во время кормежки.

В носовой части корабля удалось собрать порядка сотни яиц – свежайших, еще теплых.

– Куры покушали и стали, довольные, успокаиваться. А мы начали задвигать ящики обратно. И тут сработал закон курятника: те, кто выше, всегда обделают тех, кто ниже. Мы, конечно, задвинули ящики по куриному помету как по маслу. Но Антон Юрьевич был в белых носках и шлепанцах. А потому после этой процедуры выглядел словно настоящий птицевод. Ну, вы понимаете, о чем я… – смеется Александр Ефимович.

– Потом отправились на корму. Тех кур обдувал теплый воздух, который шел из машинного отделения, поэтому они были поспокойнее. Мы, уже опытные, быстро сделали свое дело и собрали еще 150 яиц.

Правда, любопытные чайки, обнаглев, не отставали – совсем распоясались. Поэтому Журавский, найдя два куска брезента, накрыл ими уже порядком натерпевшихся за тот полный событиями день кур. На том приключения и закончились.

Брезент с ящиков сняли уже по прибытии. И когда несушки увидели Соловецкий кремль, то внезапно перестали кудахтать и замолкли – наверно, прониклись духом святой земли. Всех их в итоге живыми и невредимыми сдали местному населению и монастырю.

– Все за этих кур переживали, в том числе и вся птицефабрика. Ведь они их там выращивали-выращивали, каждый цыпленок буквально от сердца оторван. Представьте, что было бы, если б мы их взяли и по пути угробили, – рассуждает Александр Ефимович. – Так что я вам вот что скажу – это не просто куры, это теперь особая порода соловецких несушек. Они прошли испытание морем, качкой и чайками! А многие соловчане стали счастливыми обладателями несушек – их, кстати, раздавали людям совершенно безвозмездно. Заказывали их островитяне заранее.

Возможно, желающих стать птицеводами на островах было бы и больше, да только многие до последнего не верили в такой подарок. И когда узнали, что кур на самом деле привезли, то очень расстроились, что не заказали их заранее и для себя.

– В общем, люди там разделились на два лагеря, одни с курами, другие без. Боюсь, что мне предложат еще один такой же рейс сделать, – переживает Журавский.

Кстати, на гидрографическом корабле на следующий день из снесенных «морскими курицами» яиц сделали яичницу. Те, кому довелось попробовать, уверяют: вкуснее в жизни не ели…

Автор: Марья Логинова

Фото предоставлено ГУ АО «Центр патриотического воспитания
и допризывной подготовки молодежи»